Всемирный день без табака 31 мая 2014 года будет проходить в 25 раз. Основной целью Всемирного дня без табака является содействие защите нынешнего и будущих поколений не только от этих разрушительных последствий для здоровья, но также и от социальных, экологических и экономических бедствий, связанных с употреблением табака и воздействием табачного дыма. Тема Всемирного дня без табака 2014 года по рекомендации ВОЗ – «Повысить налоги на табачные изделия». По случаю Всемирного дня без табака 2014 года специалисты ВОЗ призывают страны повысить налоги на табачные изделия. В этот день необходимо уделить особое внимание к необходимости привлечения внимания к проблемам, связанным с потреблением табачной продукции, и проводить информирование для осуществления эффективной политики по уменьшению масштабов потребления табака.
В 2014 году в рамках Всемирного дня без табака специалистами ВОЗ установлены следующие цели:
· для правительств: повысить налоги на табачные изделия до уровней, способствующих уменьшению потребления табака;
· для населения и организаций гражданского общества: призывать правительства к повышению налогов на табачные изделия до уровней, способствующих уменьшению потребления табака.
По данным специалистов ВОЗ употребление табака остается самой значительной предотвратимой причиной смерти во всем мире и в настоящее время табакокурение приводит к смерти каждого десятого взрослого человека в мире, из них около 600 тысяч человек ежегодно умирает по причине воздействия вторичного табачного дыма (в результате «пассивного курения»). Установлено, что 63% всех случаев смерти происходит из-за неинфекционных заболеваний, для которых употребление табака – ведущий фактор риска.
Не смотря, на принимаемые меры проблема распространенности табакокурения остается актуальной. По данным ВОЗ около 650 миллионов человек в мире, которые в настоящее время постоянно курят, в конечном итоге погибнут от заболеваний и состояний, связанных с табаком. Установлено, что в курение вызывает 71% случаев рака легких, 42% — хронических бронхолегочных и почти 10% — сердечнососудистых заболеваний. Курение является причиной смерти 12% мужчин и 6% женщин во всем мире, одна из каждых 8 смертей взрослых в возрасте 30 лет и старше связана с курением. Курение в сочетании с другими факторами риска (употреблением алкоголя, высоким артериальным давлением, ожирением, высоким уровнем холестерина и концентрацией глюкозы в крови, недостаточным употреблением овощей и фруктов, низкой физической активностью) является причиной более 75% смертей от ишемической болезни сердца и гипертонии.
По оценкам специалистов ВОЗ, около трети взрослого населения мира регулярно подвергается негативному влиянию пассивного курения дома, в общественных местах, в транспорте или на рабочем месте. Также увеличивается количество детей и подростков, живущих в семьях, где курит хотя бы один из родителей, что потенциально может привести к росту числа курящих среди более молодого населения. Курение матери во время беременности, а также воздействие вторичного табачного дыма на ребенка первых лет жизни провоцирует различные нарушения развития дыхательной системы, ведущие к развитию хронических респираторных заболеваний у детей.
По различным оценкам экспертов в Российской Федерации от болезней связанных с табакокурением, ежегодно умирает от 330 до 500 тыс. человек. Это больше, чем от дорожно-транспортных происшествий, потребления наркотиков, СПИДа, убийств и самоубийств вместе взятых. При этом с употреблением табака связано от 10 до 15% потерянных лет жизни.
По данным эпидемиологических исследований, проведенных специалистами Управления Роспотребнадзора и ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в Свердловской области», курение является одним из основных факторов риска развития злокачественных новообразований, артериальной гипертонии и врожденных пороков сердца. Так, риск развития злокачественного новообразования легких, кишечника, молочной железы в 20,5 раз выше при курении сигарет без фильтра и папирос, в 38,6 раз выше при интенсивном курении (20 и более сигарет в день). Риск развития врожденных пороков сердца в экологически неблагополучном городе (на примере Екатеринбурга) возрастает в 2,8 раза, если курит будущая мама и в 2,5 раза, если курит будущий папа. Даже при пассивном курении беременной (нахождение в помещении, где курят) повышается вероятность прерывания беременности в 1,5 раза.
Фактические данные свидетельствуют о том, что повышение цен на табачную продукцию, является одним из наиболее сильных стимуляционных механизмов для отказа от курения, особенно среди подростков и молодежи. Международный опыт показывает, что в странах, поднявших цены на табачные изделия, произошло значительное снижение распространенности курения.
В соответствии с положениями Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», вступившего в силу с 01.06.2013 года, вводится запрет рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака (статья 16). Органом, контролирующим соблюдение данной нормы, является Федеральная антимонопольная служба.
В полномочия Роспотребнадзора также входит надзор за соблюдением требований вышеуказанного закона, в части контроля за:
- запретом курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах (ст.12);
- размещением знаков «Курение запрещено» для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено (ст.12);
- ограничением торговли табачной продукцией и табачными изделиями (ст.19),
- запретом реализации табачной продукции по ценам, которые ниже минимальных и выше максимальных розничных цен (ст.13).
С целью реализации данных полномочий Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области и его территориальными отделами в период январь- май 2014 года проведено 138 проверок, в ходе которых проинспектировано 9671 пачка сигарет, 3,4 процента из которых забраковано по причине отсутствия документов о соответствии продукции. В ходе контрольно-надзорных мероприятий выявлено 37 фактов нарушения антитабачного законодательства: 7 случаев реализация сигарет по цене выше максимальной, 13 случаев реализации табачной продукции на расстоянии менее чем сто метров с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг; 1 случай отсутствия знака «Курение запрещено», 37 случаев реализации несовершеннолетнему табачной продукции (по материалам полиции) и иные нарушения. По данным фактам приняты меры административного воздействия: составлено 72 протокола, вынесено 63 постановления о привлечении к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму 464,0 тыс. рублей, приостановлена реализация 18 партий продукции, в количестве 329 пачек сигарет.
Следует отметить, что в соответствии со 25 статей Федерального закона от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» вступают в силу с 1 июня 2014 года пункты 3, 5, 6 и 12 части 1 статьи 12, часть 3 статьи 16, части 1 - 5, пункт 3 части 7 статьи 19 настоящего Федерального закона. В частности: с 1 июня 2014 года вводится запрет на курение:
· в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров,
· в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;
· в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;
· на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении.
С 1 июня 2014 года розничная торговля табачной продукцией будет осуществляться только в магазинах и павильонах. Под магазином понимается здание или его часть, специально оборудованные, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно рабочее место или несколько рабочих мест. Таким образом, розничная торговля табачной продукцией на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами с 1 июня 2014 года будет запрещена (п. п. 1 - 3 ст. 19 Федерального закона от 23.02.2013 №15-ФЗ).
Кроме того, с 1 июня 2014 года запрещена торговля табачной продукцией с выкладкой и демонстрацией товара в торговом объекте. Информация о реализуемой табачной продукции должна доводиться до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции (в алфавитном порядке), текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне с указанием цены продаваемой табачной продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Демонстрация табачной продукции покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции.
Продолжает действовать запрет на продажу табачной продукции несовершеннолетним. В соответствии Федеральным законом от 23.02.2013 №15-ФЗ в случае возникновения у продавца сомнения по поводу возраста покупателя он обязан потребовать у покупателя документ, удостоверяющий личность и позволяющий установить возраст. Следует отметить, что продавец обязан отказать покупателю в продаже табачной продукции, если в отношении покупателя имеются сомнения в достижении им совершеннолетия, а документ, удостоверяющий личность покупателя и позволяющий установить его возраст, не представлен (в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 23.02.2013 №15-ФЗ). Кроме того, в соответствии с данной статьей запрещена продажа табачной продукции несовершеннолетними продавцами.
Организация работы для проведения Всемирного дня без табака должна включать в себя комплекс мероприятий, в том числе информирование органов местного самоуправления, учреждения здравоохранения, руководителей комитетов по делам молодежи, крупных и средних предприятий (в т.ч. торговли, общественного питания), управлений образования, населения по проведению Дня без табака, организация и проведение акций соответствующей тематики, проведение круглых столов и тренингов для различных групп населения, проведение уроков, классных часов и родительских собраний, конкурсов, спортивных мероприятий. Положительным моментом является проведение в лечебно-профилактических учреждениях дней открытых дверей с возможностью пройти консультирование по вопросам здорового образа жизни и пройти обучение в школах для желающих бросить курить, а так же проведение медиками бесед, лекций и консультаций в образовательных учреждениях.
Следует обратить внимание на правильную организацию информационной поддержки населения, проводимой начиная с детского и подросткового возраста. Следует учитывать возрастные особенности при организации и проведении мероприятий по информированию. Необходимо указывать на положительные аспекты, связанные с отказом от табака. Высокая эффективность профилактических мероприятий, прежде всего, базируется на желании самого человека в формировании здорового образа жизни. Проведенные на территории Свердловской области социологического исследования «Изучение потребности населения Свердловской области в профилактических услугах» показали, что бросить курить хотели бы 58% респондентов, а 72% ответивших хотели бы изменить свой образ жизни.
Необходимо активизировать работу с руководителями промышленных предприятий для повышения ответственности бизнеса за состояние здоровья работающих, сохранение трудового потенциала предприятий (соблюдение санитарных требований к условиям труда и отдыха, в части защиты от табачного дыма, проведение оздоровительных мероприятий, премирование некурящих и бросивших курить и т.д.).
Важной составляющей является информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о правах и обязанностях в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. В общем виде права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» приведены в таблице.
Таблица
Права и обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма
и последствий потребления табака
Пункт НД
|
Содержание
|
Права индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака
|
пп. 1 п. 1 ст. 10
|
Получать в соответствии с законодательством РФ в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, уполномоченных осуществлять государственный контроль в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, информацию о мероприятиях, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака
|
пп. 2 п. 1 ст. 10
|
Принимать участие в разработке и реализации мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака
|
пп. 3 п. 1 ст. 10
|
Устанавливать запрет курения табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, а также с соблюдением трудового законодательства применять меры стимулирующего характера, направленные на прекращение потребления табака работниками
|
Обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака
|
пп. 1 п. 2 ст. 10
|
Соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака
|
пп. 2 п. 2 ст. 10
|
Осуществлять контроль за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности
|
пп. 3 п. 2 ст. 10
|
Обеспечивать права работников на благоприятную среду в жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака
|
пп. 4 п. 2 ст. 10
|
Предоставлять гражданам информацию о мероприятиях, реализуемых указанными индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака
|
|